В современной парфюмерии белые мускусы чаще всего играют роль базы и фиксатива, придавая аромату глубину, мягкость и стойкость. Как правило, они закладываются в нижние ноты формулы. Сегодня трудно представить коммерческий парфюм без белого мускуса: «беломускусная» база стала настолько распространённой, что типичный массовый аромат может содержать 15–30% мускусных ингредиентов от общего концентрата (смеси душистых веществ). В некоторых композициях, особенно нишевых или посвящённых самому мускусу, доля белых мускусов может доходить и до 50% формулы – фактически, когда мускус становится главным солистом. С другой стороны, есть духи, где мускус лишь намёком (1–5% базы) – всё зависит от замысла. Важно, что белые мускусы обычно обладают относительно мягким запахом (особенно макроциклические), поэтому их можно вводить в значительном проценте без «перегруза» аромата. Они выполняют скорее функцию фона: связывают композицию воедино, продлевают звучание летучих нот и дарят шелковистый шлейф чистоты.
Типичные концентрации и дозировки. Несмотря на общую мягкость белого мускуса, каждая молекула имеет свою силу звучания, поэтому дозировка подбирается индивидуально:
- Полициклические мускусы (напр. Galaxolide, Tonalide). Это «рабочие лошадки» мускусной базы: относительно недорогие, стойкие и дающие яркий эффект «чистого белья». В парфюмерные концентраты их добавляют довольно щедро. Например, Galaxolide нередко составляет до 10% от композиции fine fragrance, а в некоторых функциональных отдушках (моющие средства и пр.) его доля может быть ещё выше. Благодаря мягкому диффузному аромату Galaxolide можно вводить в очень высоких количествах – даже >40% в отдельных рецептурах, хотя в парфюмерии такое скорее исключение. Обычно же 5–10% достаточно для выраженного мускусного фона. Следует помнить, что при превышении определенного порога эти ноты начинают доминировать: так, при дозе более 5% Galaxolide способен приглушать тонкие цветочные оттенки верхних нот. Tonalide и родственные ему полициклические мусусы тоже весьма мощные: их избыточное количество может придать «мыльный» монотонный фон и уменьшить яркость композиции. Поэтому, если аромат не задуман как сугубо «мускусный», долю полициклических мускусов обычно держат в пределах около 5% каждой ноты, комбинируя несколько видов.
- Макроциклические мускусы (напр. Exaltolide, Ambrettolide, Habanolide, Ethylene Brassylate и др.). Эти соединения обладают более выраженным характером и часто сильнее по запаху, поэтому их процент в формуле обычно ниже, чем у полициклических. Многие макроциклы эффективно работают уже на уровне долей процента. Например, Exaltolide часто вводят около 0,5–1% от рецептуры для тонкого шлейфа, однако в отдельных знаменитых духах его доля доходила до 6–8% – когда был замысел придать аромату явный мускусный тон. В среднем же парфюмеры используют Exaltolide примерно на уровне 1,5% от концентрата. Другой популярный макроциклический мускус – Ethylene Brassylate (известный как мускус Т). Он отличается очень мягким диффузным запахом, поэтому его можно добавлять в больших количествах как базовый фиксатор: нередко концентрация этилен брассилата превышает 10% от композиции. (Некоторые рекомендации указывают типичную дозу 0,5–3%, но на практике в современных формулах его кладут гораздо больше, поскольку он почти не «забивает» композицию.) Ambrettolide (амбреттолид) и Habanolide (габанолид) – более дорогие и яркие макроциклы – обычно используют аккуратно (порядка 0,1–1%), чтобы придать изысканную нюансированную мускусную ноту: амбреттолид – с нежной цветочно-амбровой теплотой, габанолид – с характерной «металлической» чистотой. Тем не менее, и их при желании можно увеличить – до 2–3% – если требуется акцентированная мускусная база. Важно учитывать рекомендации IFRA: хотя макроциклы считаются относительно безопасными, для некоторых существуют предельные нормы. Например, IFRA ограничивает Exaltolide на уровне до 2,4% в готовом парфюме (категория 4), поэтому очень высокие дозы требуют проверки стандарта безопасности.
- Алициклические (линейные) мускусы (напр. Helvetolide, Nirvanolide, Serenolide). Это новое поколение молекул, дающее ультра-прозрачный, «воздушный» мускусный фон. Они обладают наименее интенсивным ароматом, зачастую с необычными оттенками (Helvetolide, например, имеет нюанс груши). Благодаря своей легкости, алициклические мускусы обычно используются в сочетании с другими: сами по себе они почти невесомы, зато прекрасно обогащают букет прозрачностью. Дозировки, как правило, сопоставимы с макроциклами. Helvetolide часто вводят в концентрации порядка 1% (в среднем около 1,4% от формулы) – этого достаточно, чтобы придать композиции едва уловимую фруктово-мускусную «ауру» чистоты. Ограничений IFRA для Helvetolide нет (разрешён до 100% в парфюмерии), но практически нет смысла использовать его слишком много, так как эффект от 0,5–2% уже вполне достигается. Другие линейные мускусы (Serenolide, Nirvanolide и др.) работают схожим образом – их обычно дозируют в пределах 0,5–2%, добавляя к общему мускусному букету: они придают «текстуру» свежевыстиранного полотна, не утяжеляя аромат. Часто алициклические мускусы вводят поверх макроциклов – образно говоря, если макроциклический мускус даёт «тело» и глубину, то алициклический добавляет поверхностное сияние и диффузность.
- Нитро-мускусы (исторические: Musk Ketone, Musk Xylene и т.д.). В современной практике они почти не применяются из-за токсичности и запретов, но кратко упомянем: эти вещества обладают очень сильным запахом, поэтому даже раньше их вводили в считанных процентах или долях процента. В классических рецептах середины XX века можно встретить, к примеру, 1–2% Musk Ketone или около 0,3–0,5% Musk Ambrette в сочетании с другими мускусами. Сегодня же прямое использование нитро-мускусов не рекомендовано (большинство запрещено IFRA), вместо них рекомендуем выбирать комбинации безопасных белых мускусов, добиваясь сходного эффекта чистой пудровости.
Комбинирование различных мускусов. Один из ключевых практических моментов – миксы
мускусных
молекул. Редко когда в формуле используется только один вид белого мускуса; гораздо чаще парфюмер закладывает 2–5 разных мускусных ингредиентов. Зачем это нужно:
- Покрытие аносмий. Как отмечалось, порядка 30% людей могут не чувствовать тот или иной мускус. Поэтому, добавляя несколько разных молекул, можно гарантировать, что хотя бы один из мускусов «сработает» для каждого носа. Например, если человек нечувствителен к Galaxolide, он всё равно уловит Ambrettolide или другой компонент. Смесь из разных по структуре мускусов значительно уменьшает риск, что аромат покажется кому-то «плоским». В промышленной практике распространено сочетание полициклического + макроциклического + алициклического мускусов в одной базе. Такой «тройной подход» обеспечивает и полноту звучания, и универсальность восприятия.
- Баланс нюансов. У каждого белого мускуса – свой оттенок: есть более сладкие, пудровые, есть с фруктовой ноткой или древесно-амбровым подтоном. Комбинируя их, парфюмер как художник смешивает краски, чтобы получить нужный оттенок «чистоты». К примеру, можно взять базовый элегантный мускус вроде Ambrettolide для мягкой кремовой чувственности, добавить чуть Galaxolide для ощутимого эффекта свежего белья, и каплю Helvetolide – для тонкого цветочно-фруктового свечения. В результате мускусная база получается многогранной: и теплая как кожа, и искрящаяся одновременно. Кроме того, сочетание «тяжёлых» и «лёгких» мускусов даёт лучшую диффузность. Если композиция кажется слишком «глухой» (замыленной) от мускуса – попробуйте добавить чуть Helvetolide или даже Iso E Super (не мускус, но отличный усилитель диффузии) для воздушности. А если наоборот мускусный аккорд хочется сделать более уютным и сладковатым – капля ванильной ноты или лактона (например, δ-декалактон) отлично сочетается с мускусами, обогащая их сливочные грани.
- Фиксация и стойкость. Разные мускусы по-разному ведут себя на коже и в шлейфе. Некоторые очень стойкие (Galaxolide держится на бумаге до недели, многие макроциклы – сотни часов), другие быстрее испаряются. Комбинация нескольких видов позволяет добиться и длительного шлейфа, и постепенного раскрытия. Например, этилен брассилат испаряется медленно и фиксирует базу, а Habanolide испаряется чуть быстрее и даёт «металлический» всплеск в средней стадии, Helvetolide улетучивается ещё раньше, подкрепляя верхние ноты. Таким образом, мускусный аккорд звучит на всех этапах раскрытия аромата. Helvetolide®, с его уникальной химической структурой и летучестью, придаёт выразительность верхним нотам композиции, создавая обволакивающую ауру, ощущаемую от начала до конца аромата. Он обладает прекрасными летучими грушевыми оттенками и мягкими амбреттовыми полутонами. Неожиданный объём и насыщенность сделали Helvetolide® краеугольным камнем в палитре парфюмерных ингредиентов. Алициклические мускусы более летучи, чем другие типы мускусов, и предлагают новые ольфакторные профили благодаря своим фруктовым аспектам. Второй алициклический мускус — Romandolide, представленный в начале 2000-х, обладает ещё большей стойкостью и объёмом в шлейфе, при этом оставаясь очень деликатным. И оба ингредиента Helvetolide и Romandolide производятся из переработанных отходов бумажной промышленности.
В целом, практика показывает: смесь мускусов даёт более богатый и стойкий букет, чем эквивалентное количество одной молекулы.
Мускусы как модификаторы и фиксаторы в композициях.Молекулы мускусов также могут модулировать звучание других ингредиентов в композиции. Некоторые из них могут блокировать рецепторы, не активируя их — такой эффект называется антагонистическим. Благодаря этому даже люди, не ощущающие конкретный мускус, могут всё равно воспринимать его эффект в аромате.
Даже незаметные структурные различия в мускусной молекуле могут быть обнаружены рецептором.